В Петербурге трудоустроить инвалидов стало легче

В Петербурге трудоустроить инвалидов стало легче

В феврале в Петербурге внесли изменения в городской закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Новая редакция закона предусматривает принципиально иной порядок выполнения работодателями квоты для инвалидов. Отныне создавать рабочие места для этой категории лиц работодатели могут совместно. Например, наниматель может создавать такие места у другого работодателя или даже воспользоваться услугами частных агентств занятости. О причинах изменений и первой практике Кадровому совету рассказал заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев.

— В связи с чем в закон о квотировании были внесены такие изменения? Насколько принципиально новая редакция закона изменит ситуацию с квотированием, в том числе для работодателей?

— Данные изменения направлены, с одной стороны, на облегчение «жизни» добросовестных работодателей, желающих честно заполнять рабочие места по квоте, а с другой — на увеличение возможностей для трудоустройства людей с дополнительными потребностями. Мы полагаем, что по мере нарабатывания практики реализации закона ситуация с квотированием существенным образом изменится, и если сейчас мы имеем около 7 тысяч рабочих мест, входящих в квоту, незамещенными, то через пару лет число незанятых мест будет исчисляться единицами, обусловленными нормальной текучестью персонала.

— Есть ли в других регионах России похожие практики?

— Да, Петербург не единственный и не первый регион, осуществляющий подобное регулирование в сфере трудоустройства людей с особыми потребностями. Похожие меры реализованы в законодательстве других субъектов, например, Омской области.

— Какова первая правоприменительная практика после принятия закона? Каким способом выполнения квоты предпочитают пользоваться работодатели?

— В настоящее время практика только нарабатывается. Существует пилотная группа предприятий, на опыте которых будут выработаны подходы к реализации закона. Далее эти подходы будут предложены к использованию другим организациям. Естественно, предприятия вправе сами разрабатывать и реализовывать меры по выполнению закона. Мы, в свою очередь, готовы им в этом содействовать и оценивать подходы с точки зрения контролирующих инстанций во избежание рисков привлечения к ответственности в будущем.

— Новая редакция закона допускает заключение работодателями договоров с частными агентствами занятости. Как именно должна работать эта схема? Сколько примерно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сейчас действует частных агентств занятости (ЧАЗ)?

— Схема должна работать в соответствии с главой 53.1 ТК РФ, регулирующей вопросы предоставления труда работников (персонала). ЧАЗ в Петербурге несколько десятков. Актуальную информацию можно получить на сайте Роструда, где представлен реестр ЧАЗ, прошедших аккредитацию. По данной ссылке можно скачать реестр, выложенный в качестве открытых данных.

— Государственные учреждения и предприятия работают по закону о контрактной системе, более известному как 44-фз, и по 223-фз. Планирует ли комитет по труду подготовить в этой связи методические разъяснения по подготовке технических заданий на закупку услуг частных агентств занятости?

— Во-первых, взаимодействие с ЧАЗ — лишь один из вариантов выполнения закона, наряду, например, со взаимодействием со специализированными организациями инвалидов и совместным созданием рабочих мест несколькими работодателями. Во-вторых, если мы увидим такую потребность, то постараемся ее удовлетворить, но только после предварительного согласования с комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга.

Справка

По данным комитета, всего в Петербурге проживает порядка 95 тысяч инвалидов в трудоспособном возрасте, 35 тысяч из них трудоустроены. В счет квоты создано около 22,2 тыс. рабочих мест, из них занято людьми с ограниченными возможностями здоровья — 14 723.

В 1 квартале 2018 года в Службу занятости населения 577 работодателей предоставили 4 245 вакансий в счет квотирования. Большинство вакансий предлагается в сферах производства, административной деятельности, информационных технологий, строительства и недвижимости, продаж и бытового обслуживания.